Жилищная проблематика или юридическое несовершенство

Жилищная проблематика или юридическое несовершенство.

Общеизвестна жилищная проблема в городе Москве.

Мы все знаем, как сложно решить жилищный вопрос в городе Москве в силу огромного количества факторов.

И что же это за жилищные факторы создающие проблему жилья в Москве поговорим об этом в данной статье.

Итак, уважаемые читатели проблему жилья в городе Москве в первую очередь необходимо анализировать и исследовать через методы политический, географический, экономический и социальный. И лишь проанализировав проблему жилья данными методами в последующем, возможно, говорить о правовой (юридической) проблеме этого вопроса.

Москва столица нашей родины, это огромный мегаполис, один из крупнейший городов политической карты мира.

В Москве сосредоточены ключевые политические, экономические институты, государственные учреждения управления.

Естественно и закономерно город Москва это центр в России всего самого передового в политике, экономике, научной сфере, культуре, и всего самого элитного и лучшего в названых сферах.

Жизнь в Москве, конечно же, тем всем элитным и передовым интересна, но в тоже время и сложна в первую очередь дорогой стоимостью жилой недвижимости.

Во все времена будь то Царская монархия, либо Советская плановая экономика, или нынешняя рыночно-либеральная Россия, жилье в Москве дорогого стоило.

Кому то приходилось тратить, на это целую жизнь, трудится на предприятии, чтобы через много лет получить свой уголок жилья, либо долгое время копить большие деньги, либо брать очень большой долг и потом очень долго, а порой всю жизнь расплачиваться за приобретённое жилье. Итак, приобрести своё жилье в Москве обходилось гражданам неимоверно сложно.

А что же на сегодняшний день легко ли решить в Москве жилищную проблему, и какие сложности в связи с этим возникают.

 Кратко мы выше поговорили о тех методах, через которые следует подходить к проблеме жилья в городе Москве, а теперь следует проанализировать и обозначить вопросы правового (юридического) характера с которыми чаще всего сталкиваются граждане, решая свой жилищный вопрос в городе Москве.

С переходом России с плановой экономике на либерально-рыночную (монетаристскую), жилищные правоотношения приобрели другой вид, созданы разноплановые институты жилья в жилищном законодательстве.

Началась массовая приватизация жилья  с вытекающими из нее положительными и отрицательными факторами.

Жилищных правоотношения регулируются Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим типичные проблемы, по жилью которые возникают, например, в Западном административном округе города Москвы.

Западный административный округ города Москвы — один из десяти округов столицы. Был образован в 1991 году для административного управления соответствующей территорией.

В состав ЗАО входят 13 районов: Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Ново-Переделкино, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарёво-Никулино, Филёвский парк и Фили-Давыдково.

Округ занимает территорию 153 км2. Общая численность жителей Западного округа составляет порядка 1058 тысяч человек и это без учёта нелегальной миграции.

Возьмём районы Крылатское, Кунцево, Можайский города Москвы, в данных районах жилищные проблемы можно подразделить на:

  1. Приватизации муниципального и государственного жилья
  2. Постановка на жилищный учёт нуждающихся членов семьи
  3. Предоставления жилья вместо сносимого ветхого жилья
  4. Владения и пользования общим жильём сособственников, прекращения права на жилье с выплатой компенсации
  5. Сохранения права пользования жильём за членом бывшей семьи
  6. Установления порядка пользования жильём в общей долевой собственности

Данные жилищные проблемы в этих районах при невозможности решения добровольным согласием, подсудны Кунцевскому районному суду города Москвы в силу ст. 24 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

  1. Итак, что представляет собой приватизация жилья.

Согласно ст. 1, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 N 1541-1, приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 2. ст. 1, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 N 1541-1,  Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Часто возникающие проблемы в связи с этим, приватизация жилья в нарушение прав несовершеннолетних на участия в приватизации, либо одного из членов бывшей семьи, отсутствующего на момент приватизации, но имеющего права учувствовать в приватизации жилья, в котором он зарегистрирован.

Что необходимо при этом предпринять, конечно же, попытаться решить проблему миром и совместным заявлением всех членов семьи в жилищные органы с приложением мирового соглашения просить расторгнуть изначальный договор передачи с заключением нового договора с передачей жилья в общую равную долевую собственность.

Если спор миром решить не удаётся, то, конечно же, необходимо обращаться в суд и доказывать нарушенное право члена семьи на участие на равных правах и условиях в приватизации жилья. Но это уже судебный спор со своей спецификой и правовыми нюансами для чего вам понадобиться опытный адвокат.

  1. Что представляет собой постановка на учёт семьи в улучшении жилищных условий.

   В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  1. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

  1. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
  2. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее — заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
  3. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
  4. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
  5. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

  1. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Часто возникающие проблемы в связи с подачей заявления в жилищные органы г. Москвы о постановки на учёт в качестве нуждающихся, это случаи когда ранее супруги состояли в браке, затем его расторгли, но при этом согласно толкованию Жилищного кодекса РФ, значатся как члены одной семьи и при расчёте площади на одного члена семьи, учитывается общая площадь принадлежащая тому и другому бывшим супругам, и при превышении нормы площади на одного человека в постановке на жилищный учёт просто отказывают.

Однако такие отказы с токи зрения закона спорные, оценочные и сомнительные.

В данном случаи гражданам необходимо обращаться с иском в суд с постановкой вопроса о признании бывших супругов не членами одной семьи, доказывать определённые юридические нюансы и тонкости, при этом вам, конечно, желательно обратиться за помощью опытного адвоката.

  1. Что представляет собой предоставления жилья вместо сносимого ветхого жилья

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Часто возникающие проблемы в связи предоставления жилья вместо сносимого ветхого жилья, это случаи когда жилищные органы города Москвы предоставляют в замен сносимого жилье, либо в меньшей площади, либо в другом районе, который по тем или иным причинам не устраивает жильцов, мотивируя это тем, что происходит не улучшение жилищных условий, а вынужденное переселение, при этом экономят на жилищном фонде города Москвы.

Однако действия жилищных органов в данном случае не являются убедительными и правомерными, поскольку взамен сносимого жилья, они должны предоставлять как минимум равнозначное по всем параметрам жилье, ранее занимаемого.

Поэтому в таком случае необходимо обращаться и иском в суд и доказывать неправомерность действий жилищных органов, необоснованную экономию жилищного фонда на нуждающихся гражданах, ссылаться на все юридические нюансы и тонкости. В идеальном случае лучше обратиться к опытному адвокату для ведения дела в суде.

    Итак, уважаемые читатели мы коротко обсудили часть возникающих проблемных вопросов в жилищной сфере города Москвы, а именно в районах Кунцево, Крылатское, Можайский.

В следующей статье мы с вами продолжим обсуждение данной жилищной тематике в городе Москве, рад буду ответить на все возникающие у вас вопросы и оказать юридическую помощь по ним.

С вами был адвокат Адвокатской палаты города Москвы

Щегольков Виталий Алексеевич.

С уважением

Адвокат В.А. Щегольков.

Comments are closed.